Ильсия Бадретдинова: «Продвинутые татары от попсы не фанатеют»

Творческий дуэт татарских рок-музыкантов Ильфака Шигапова и Ильсии Бадретдиновой кто-то называет предателями национальных традиций, другие - интеллектуальными нонконформистами, а третьи просто над ними смеются, утверждая, что татарский рок - это абсурд. Их песни наотрез отказываются транслировать на местных телеканалах и радиостанциях. И только на музыкальных форумах в Интернете можно узнать, что среди почитателей этого дуэта - журналисты радио "Азатлык", критики немецкого журнала "Bertugan", ученый из США Виль Мирзаянов...

Внешне Ильфак совсем не напоминает рокера: 

ни кожаной косухи, ни пирсинга- Нас понимают и поддерживают только продвинутые татары, - так начал разговор с корреспондентом "ВК" Ильфак Шигапов - автор почти всех песен, которые исполняет Ильсия Бадретдинова.

- Продвинутые - это какие?

- Те, кому претит голимая попса, кто считает, что современная татарская эстрада - полный отстой. Для кого татарская песенная культура не ограничивается банальными текстами про родной край и любовь к маме под шлягерный аккомпанемент гармошки. Продвинутые татары - думающие люди, они всегда в оппозиции к власти и никогда не лицемерят.

- Самого себя вы считаете продвинутым?

- Я родился в деревне. Поначалу, как все советские дети, знал из музыкантов лишь "Самоцветы" да "Верасы", но никогда не фанател от их творчества. Очень хорошо помню, какую радость испытал, когда открыл для себя "Машину времени", "Воскресенье", "ДДТ"... Русский рок меня взволновал не на шутку. Я искренне не понимал, почему по-русски можно петь интеллектуальные, философские песни, а по-татарски - нет? Не перепевать, переводя тексты Макаревича, к примеру, на татарский, а самим творить в этом ключе? И стал сам писать песни. Играл на гитаре, пел, это мало кому нравилось. А потом встретил Ильсию, которая мне сказала: "Отныне я буду петь только твои песни!". Она прекрасная певица.

- Что бы вы рассказали о своих песнях человеку, который их еще не слышал?

- Янку Дягилеву помните? Вот у Ильсии похожая манера исполнения: звонкий голос под жесткий аккомпанемент гитары. Она никогда не выступает в платьях. Джинсы, ботфорты - вот ее стиль. А тексты... Ну вот вам подстрочный перевод фрагмента одной из самых скандальных - "Дорога без надежды" из нашего нового альбома "Запрещенные песни": "В мечетях, которые построили воры, шайтан читает намаз". Теперь понимаете, почему нас запрещают? Все, о чем поет Ильсия, не фантазия, не вымысел - это правда жизни. Но петь об этом у нас не принято. Нам постоянно говорят на радио и телевидении: "Спасибо за правду, но извините: если мы пустим вас в эфир, нас уволят!". Лицемерие, короче говоря, сплошное... Мои песни заставляют думать, под них не очень-то удобно гулять на банкете.

- Это вы на кого намекаете? Неужели и на Салавата?

- Как певца я его абсолютно не воспринимаю. Он - великий мастер само-пиара. Это как надо было постараться, чтобы абсолютное большинство татар сейчас считало: "Пение Салавата - эталон!". Поезжайте в любую татарскую деревню, посмотрите концерт самодеятельности и убедитесь сами: все мужчины поют, как Салават, все женщины - как Зайнаб. Жалкое, но старательное копирование. А что касается банкетов, то сегодня все наши эстрадные певцы зарабатывают себе на жизнь именно там. У богатых татар ведь модно приглашать на свои торжества артистов. Это признак крутизны.

- Вам что, вообще никто не нравится на татарской эстраде?

- Единственная певица на нашей эстраде, которая никого не копирует, это Малика. Но слушать я ее не стану, я лучше Уитни Хьюстон послушаю.

- Могу себе представить, что испытывают к вам татарские эстрадные звезды.

- Напрасно думаете, что нас ненавидят. К нам относятся с любопытством, некоторые - Айдар Галимов, например, - с нами дружат. Мы же не эпатируем никого, не призываем к плохому. Мы просто поем правду. Что, скажете, среди проституток на Южной трассе нет девчонок из татарских деревень? Среди бомжих-алкоголичек нет татарок? Конечно же, есть. Но только не поют об этом в татарских песнях. И не пишут таких - не принято. А я пишу, мои песни основаны на реальных событиях, и поет их только Ильсия. Причем татарские народные песни она тоже петь умеет. В этом может убедиться любой, кто придет на ее первый сольный концерт в Казани 20 декабря. Знаю, что собираются его посетить и звезды нашей эстрады. Им интересно наше творчество, но менталитет у них такой, что всего нового они страшно боятся. Наверняка вновь будут говорить нам потом: "Далеко вы не уедете!".

- А вы уверены, что уедете?

- Да, иначе бессмысленно все. Понимаете, сейчас глупо ориентироваться в песенном творчестве только на деревенских татар. Сегодня возрождается городская татарская культура: среди городской молодежи немало тех, кто прекрасно говорит на татарском языке. Они понимают язык, но ментальность у них - другая. И интеллектуальные запросы - тоже...

Айсылу КАДЫРОВА / Вечерняя Казань

Отзывы

5 Stars
Рифат Зарипов, Данир Сабиров и Рамиль Шарапов - это новые звезды татарской музыки. Ребята, вы молодцы, не останавливайтесь! Вы будущие "Салаваты"!

Клубы

 
Рейтинг@Mail.ru Отзывы покупателей
Top