Зульфат Хаким: «Не надо говорить о любви, надо просто любить»

Хотел он этого или нет, но о нем всегда много говорили. Разное. Писатель-сатирик, язвительный, не признающий авторитетов. Возмутитель душ. Поэт, из-под пера которого выходят глубоко философские стихи. Бард, чьи песни выворачивают душу, заставляют думать.

Легкого разговора "ни о чем и обо всем" с ним не получилось. Он оказался совсем другим, нежели я его себе представляла. Человек, в котором непостижимым образом соединяется несовместимое.

 

Он по-восточному закрыт и загадочен, но по-европейски улыбчив и общителен. Тонкий и внимательный собеседник, в чьем присутствии время пролетает незаметно. Он ловит душу, быть может, и сам не желая того. Искренностью, терзающей пронзительностью мелодий, обжигающими строками своих песен. Послушав хотя бы одну из них, нелегко остаться равнодушным. Его песни становятся необходимыми, как воздух.

Трудно судить, в чем Зульфат, автор восьми книг и трех песенных лазерных дисков, талантливее, что для него важнее в творчестве - драматургия, поэзия, музыка или песни? Он органичен во всем. Он философствует, но его размышления помогают познать, понять и принять его, нового. Ведь все меняется в этом мире, и сам Зульфат Хаким сегодня другой, нежели несколько лет назад. Но есть ценности неизменные и истины непреложные. Об этом и наш разговор...

О культуре

- Сейчас много говорят о духовной деградации страны, приходится слышать и о том, что и татарская культура переживает определенный кризис, что эстрада заполонена исполнителями невысокого уровня...

- Я не верю, когда слышу от человека слова переживания за культуру своего народа. Эти слова могут означать только то, что у человека есть проблемы личного характера в этом вопросе. А потом, что такое культура? Это же не вещь в себе. И сама по себе она не существует. Это верхний слой быта определенной нации. Своеобразное проявление жизненного уклада народа. Вспомним древних людей. Они ведь начинали свою жизнь не с плясок у костра. А с охоты, возделывания земли, и лишь потом стали рисовать на стенах пещер.

А вот уклад собственного народа мне, признаюсь, не совсем понятен. И у нас сейчас появилась какая-то третья культура. Субкультура. Из деревни вышли, до города не дошли. Что-то среднее. Мне сегодня очень трудно рассуждать о том, что творится на сцене театров, в концертных залах. Мы ведь получили то, что должно было прийти с изменениями в обществе. Много разных певцов появилось на эстраде? Но ведь демократия подразумевает и такого рода свободу. Если человек хочет петь и со своей песней выйти на эстраду, ему этого не запретишь. И если человек плохо поет, то глупо ругать его за это. Так же, как за некрасивую походку или плохой почерк.

- Но почерк и походка - дело личное, а если он вышел на сцену...

- Нет, и это его личное дело. И если кто-то его слушает или пришел на концерт - это тоже дело только личное того же зрителя.

А зачем вообще все это анализировать? Будем мы рассуждать или нет, культура идет своим путем. По-моему, и о творчестве не надо говорить - надо творить. Как о любви. Не надо много говорить о ней, надо просто любить...

О вере в себя

- Родителей часто навещаете?

- Раз в два-три месяца в родные Шингальчи, это под Нижнекамском, возвращаюсь. Не так часто, как хотелось бы, но... боюсь надоесть.

- Ну уж. Мать-то всегда рада видеть своего сына, тем более если у него все ладится.

- А почему вы решили, что у меня все ладится?

- Вы оставляете впечатление человека, у которого все в порядке. Благополучный, уверенный...

- А знаете, почему так? Потому что я верю в себя. А вера в себя, убежден, великая вещь. Были в жизни периоды, когда я просто потихоньку погибал, утратив эту веру. Это внутреннее состояние нельзя ни сыграть, ни сымитировать. Не буду скрывать, но у меня были тяжелейшие моменты, когда мог просто погибнуть, спиться. Лет в двадцать я был совершенно отвязным, наглым, дурным. Уехал из деревни в Нижнекамск. В никуда.

Пел в ресторанах, пил, дурил, что-то писал. Но параллельно умудрился закончить филиал КХТИ. Потом и в этом городе стало тесно, и я уехал в Казань. Она меня совсем не ждала. Да и я приехал столько перевидевший, познавший, разочаровавшийся. Потом понял, что мне не на кого обижаться и не от кого чего-то ждать. Тогда же начал много писать. Вышла первая книга, была поставлена первая пьеса. И жизнь стала входить в нормальное русло.

Надломленного же человека видно сразу... Прежде всего должно быть душевное благополучие. Я теперь привык довольствоваться тем, что имею. А внутренний конфликт возникает в результате несовместимости потребностей человека с его возможностями. Не нужно ставить перед собой запредельную планку, которую очень хочется взять. Я знаю, что завод мне не построить. Того не сделать, этого. А в молодости хотелось чего-то совершенно недостижимого, отсюда и метания. Только теперь понял, что вообще много чего не могу. А когда это осознал, стало спокойнее.

Человек становится благополучным тогда, когда обретает душевный покой, а его приносят кому - творчество, кому - семья, кому - любимая женщина. Но не карьера и не власть. Можно наворовать кучу денег, настроить коттеджей, накупить сторожевых собак, приобрести оружие. Но ничего не принесет человеку душевного равновесия и согласия с самим собой. В жизни есть много невозможного. Невозможно, например, полностью избежать конфликтных ситуаций. Невозможно дойти до Бога. Невозможно дойти до истины. Но идти надо. Не материальные блага обеспечат мир в душе, а только работа духа.

- Тогда достаточно для себя определить, что такое благополучие, и, получается, ты счастлив? Бомжи тоже счастливы? Ведь их состояние - это их выбор.

- В чем-то счастливы, наверное. Но это неудачный пример. В их существовании есть какая-то нездоровая вынужденность, психический надлом... Вообще, в самом появлении человека на этот свет изначально заложена величайшая несправедливость по отношению к нему. Он приходит в мир, где уже существуют законы, к написанию которых он не имел никакого отношения. Он вынужден жить по этим законам, подчиняться тем правилам, которые придумали без него, но для него. И потому, если этот человек совершает что-то противоправное - вина на каждом из нас. За проступок каждого в ответе все общество...

 О песне, музыке и порядке

- ...С возрастом многое переоцениваешь. Уходишь от голословности. У меня много сатирических произведений, но я начал и на сатиру смотреть по-другому. Имею ли я право бичевать то или иное явление? Взамен же ничего не предлагаю. Если бы тут же показал выход из ситуации, другое дело. Я понял, что не должен судить и осуждать. Нет людей хороших и плохих. Есть люди, которые тебе нравятся или не нравятся. Нужна ли вообще моя критика, сатира, проза?

- И это говорит автор популярнейших произведений! Ваш спектакль "Мчит меня мой конь в Казань", который идет в театре им. Камала, только за пять месяцев пережил тридцать шесть постановок! Но если так рассуждать, как вы... Так ведь и писать можно перестать?

- А у меня, кажется, к этому и идет. Знаете, любое искусство в какой-то мере от Сатаны. И моя писанина тоже. У меня спрашивают, а почему тогда продолжаешь писать? А потому что еще сидит во мне этот бес. Тот бес, который во мне, - пишет. Тот бес, который в режиссере, - ставит. Который в актере, - играет, а уж тот, что в зрителях, - аплодирует.

- Поет тоже он?

- Мне трудно определить природу такого явления, как авторская песня. Это новое состояние духа. Ведь песня, на мой взгляд, в первую очередь боль души. До последнего времени казалось, что это одно из многообразных проявлений какого-то одного творческого процесса. Но вот после недавних концертов, которые прошли у меня в Камаловском театре с аншлагами, я почувствовал, что это совсем иное, чем работа в других жанрах. И в этом новом состоянии мне гораздо комфортнее. Ощущаю какой-то полет.

Музыкальным шедевром мои сочинения не назовешь. Но они из души. Не люблю, когда мои песни исполняют другие. Песня совершенно меняется. Моя боль - это только моя боль. Мои мысли - это только мои мысли. Песня рождается только как итог каких-то переживаний, опять-таки личных. И мои переживания кто-то другой передать не сможет. Это очень интимно. Если они трогают чью-то душу, значит, мои чувства искренни и созвучны слушателю. Поводом для каждой становится определенное событие. Я не могу и не хочу штамповать конъюнктурные вещи. Сколько можно написать песен о маме? Одну, две, по-настоящему трогающие. Сколько можно написать песен о разлуке? Опять-таки одну, две, только конкретно пережив эту боль.

- Не тяжело выходить на сцену, смотреть в зал, полный зрителей?

- Тяжела ответственность, которую чувствую по отношению к слушателям. Переживаю, что вдруг может подвести аппаратура, что будет какой-то сбой в программе. А своим зрителем могу похвастаться. На мои концерты приходит умный, интеллигентный народ. И знаю, что среди них есть люди, которые поддерживали меня в самые тяжелые годы, когда я был неугоден, непонят, отвергнут. И они оставались со мной все это время. Моя публика меня понимает. И от этого на душе легко.

- Но вы говорите только о Казани?

- К сожалению, гастроли не по мне. Концертная деятельность сопряжена с большими материальными затратами, нужно содержать коллектив, администраторов. Если бы я был компанейским человеком, который легко обзаводится друзьями-приятелями, связями, - другое дело. Но я совершенно некоммуникабельный. А здесь, в Камаловском театре, меня знают, поддерживают. У нас теплые творческие отношения.

- В Интернете прочитала о вас такую фразу: татарский бард-европеец. И даже - татарский Челентано, тяготеющий к року...

- "Челентано" мне не нравится. И "тяготеющий к року" - тоже. Знаете, меня в милицейских сводках всегда поражала фраза: "Склонил к сожительству". Всегда пытался представить, как же это можно? Вот и "тяготеет к року" звучит также глупо и странно. Я просто люблю рок-музыку, вырос на ней.

- А без вашего ведома ваши песни исполняют?

- К сожалению, часто. И мне всегда это не нравилось. Во-первых, песни берут бесцеремонно, не спросив согласия автора. Во-вторых, были случаи, когда слова списывали прямо с кассеты, порой не поняв смысла. И ведь один певец вот так, переврав слова, долго пел! А недавно на одном из фестивалей некий исполнитель подошел ко мне, "порадовал". Тут, говорит, композитор из Башкирии твои стихи на музыку положил, а я эту песню исполняю. Ну разве можно так? Есть же авторские права, должна быть элементарная порядочность в этом деле. И вот видите, в любом случае мы опять-таки подходим к такому понятию, как нравственность. Нас всегда будут поить в кафе дурным кофе за грязными столиками, что угодно добавлять в фарш, нас будут унижать до той поры, пока у того, кто напротив тебя, в душе непорядок...

О нравственном  выборе

- ...А вы мне покажете текст нашей беседы до публикации? Остерегаюсь печатного слова после одного случая. Журналист поинтересовался, кто из русских классиков мне более близок. Я ответил: "Достоевский". А в опубликованном тексте тот вопрос переиначили, журналист якобы спросил, кто для меня является мерилом в творчестве. Да для меня в этом плане вообще авторитетов не существует! И Достоевский близок только потому, что сумел выразить в своем творчестве сущность своего народа.

Из "Предвыборного монолога" Зульфата Хакима: "...Мы иногда критикуем свой народ за негативные свойства и отрицательные черты. Но мы критикуем от любви к нему, от уважения к его прошлому и с надеждой на его будущее. Татарскому народу также присуще множество благородных, добрых, красивых черт, и об этом даже нет надобности говорить особо, об этом просто-напросто спросите у русских, проживающих в Татарстане, и они вам скажут, что им живется здесь с татарами спокойно и мирно. Нам, татарам, всегда было понятно высказывание русского мыслителя Н.Добролюбова: "Человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный"...

...Нельзя замыкаться в своих чувствах, нельзя принимать свои взгляды, как некую раз и навсегда обретенную данность. Но я всегда был честен и перед собой, и перед народом. И если хотел что сказать, то говорил об этом прямо, не оглядываясь ни на какие авторитеты.

Из "Предвыборного монолога" Зульфата Хакима: "Мы подвергали сомнению его (М.Шаймиева. - авт.) политику и хозяйственную деятельность, но не смогли предложить взамен что-то другое. Он оказался сильнее. Он выдержал удары и со стороны русских недоброжелателей, и со стороны представителей своей нации. Он, избранный народом, победил, заслужив громадный авторитет в масштабе Европы, при этом не переставая заботиться о своем народе. Мы, его критиковавшие, каждый по-своему старались что-то делать, но наша роль оказалась незначительной, и ни один из нас не стал популярным и любимым народом, как он. Мы, критиковавшие его, должны набраться мужества и признать: сегодня в Татарстане это главенствующая фигура и один из выдающихся политиков России. Мы "били" его и слева, и справа, и чем попало, а он продолжал делать свое дело и отстаивал интересы как татарского, так и русского народов. Иногда обижались татары, порой обижались русские. Но угодить всем невозможно, поэтому, как мне кажется, порой он делал даже невозможное. Как говорил Хосе Марти, самая трудная профессия - быть человеком. Да, это очень нелегко - быть человеком, независимо от того, кто ты - глава государства или простой гражданин..."

Гамира ГАДЕЛЬШИНА. «Республика Татарстан» № 92-93 от 9 мая 2002

Отзывы

5 Stars
Менэ бу тасмага аерым сузлэлем эйтэсе килэ. Нигэдер barsmedia стуясе эз чыгара башлады. Куптэн котелгэн жыентык, ботен кибетлэрдэн сатып ала алмыйсон. Наконец tatshop интернет челтэрендэ шусы жыентык чыкты. Хормэтле barsmedia студиясе! Куберэк шушы тасма кобек видеоклиплар белэн язмалар чыгарсагыз иде бик шат булыр идек! Сатуда видеоклиплар яна курэ алалмыйсон, TMTV каналында гына карарга туйдыра. DVD форматта гына качественно карасы коли. Унышлар!

Клубы

 
Рейтинг@Mail.ru Отзывы покупателей
Top